В целях проведения Кампании по оздоровлению детей Министерством образования и Министерством науки Российской Федерации разработаны разъяснения по вопросу подготовки консультантов по работе в организациях отдыха и оздоровления детей.
Разъяснения следует направить для руководства и использования в работе ответственным за организации отдыха детей и их оздоровления на территории Российской Федерации.
Министерство образования и науки Российской Федерации о подготовке консультантов.
Для работы в организациях развлечений и оздоровления детей
Квалификация, обязанности и знания, необходимые для выполнения обязанностей по должности «консультант» при работе в организациях, осуществляющих работу с детьми, приведены в едином каталоге педагогических работников, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 761н. России от 26 августа 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 года, регистрационный N 18638).
Таким образом, в число квалификационных требований к лицам, претендующим на должность консультанта, входит требование о наличии среднего (полного) общего образования и профессиональной подготовки в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.
Следует отметить, что должность «консультант» включена в перечень профессий работников, для которых проводится профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства науки Российской Федерации от 2 июля см. , 2013 N 513 (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2013 г., регистрационный N 29322).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 73 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» для образования 27 3-ФЗ (далее и далее — центры профессиональных квалификаций и центры рабочего обучения в форме самообразования. Центр профессиональных квалификаций может быть создан как юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица в различных организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом.
Продолжительность профессионального обучения определяется специальными программами профессионального обучения, разрабатываемыми и утверждаемыми на основе профессиональных стандартов (при их наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено частью 8 настоящей статьи, Федеральным законом РФ. (73 Федерального закона N 273-ФЗ).
Отметим, что согласно части 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные программы, в том числе основные профессиональные программы подготовки консультантов, самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрено утверждение и экспертиза данных программ. Однако данная организация оставляет за собой право по своему усмотрению направлять образовательные программы на экспертизу экспертам из организаций, имеющих опыт реализации аналогичных образовательных программ.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аккредитацию в форме квалификации по окончании профессионального обучения, выдается квалификационный аттестат. Примеры этого также могут быть сделаны независимо от организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 3 и пункт 2 статьи 60, часть 10, пункт 2 части 10 и часть 1 статьи 74 Федерального закона N 273-ФЗ.
Министерство обращает внимание на то, что опубликование указанных документов и их копий не является обязательным (пункт 60 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ).
Кроме того, следует отметить, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по УГСН и УГСН 44. 00. 00 «Образование и педагогические науки», получают необходимые знания для студентов, проходящих обучение. Работа в организациях по содержанию и восстановлению детей в качестве «консультанта», в том числе предполагает освоение специальных дисциплин (модулей) по соответствующему направлению, которые могут быть включены в данные образовательные программы. В этом случае студент закрепляет и развивает практические навыки и компетенции в процессе выполнения конкретных видов работ, связанных с его будущей профессиональной деятельностью. Следует отметить, что такие студенты могут проходить практику в организациях детского отдыха и оздоровления.
В этом случае деятельность студента в организации отдыха детей и их оздоровления осуществляется на основании договора о прохождении практики, заключенного в установленном порядке.
Положение от 27 ноября 2015 г. N 1383 «О практике обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования», утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2015 г., запись N 40168),
пункт 11 Положения N 291 (зарегистрировано Минюстом России 18 апреля 2013 г.) «О практике обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. 14 июня 2013 г., запись N 28785).
В случае наличия вакантной должности, соответствующей требованиям к содержанию практики, например, по организации отдыха, оздоровления детей, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор на замещение этой должности. В этом случае квалификационный аттестат не требуется, так как студент принимается на работу в процессе обучения по программе среднего профессионального образования и выше, а не после завершения обучения по программе базового профессионального образования. Особое внимание уделяется сферам образования и педагогики.
Статья 15 Положения N 1383 о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2015 г., запись N 40168),
пункт 11 Положения N 291 (зарегистрировано Минюстом России 18 апреля 2013 г.) «О практике обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. 14 июня 2013 г., запись N 28785).
Следует отметить, что при регулировании отношений таких обучающихся с детскими организациями развлечений и отдыха применяются положения статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере развлечений и отдыха детей.
Кроме того, Министерство сообщило, что Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» разработало примерную программу ФГОС и ФГОС 44.00.00 основной профессиональной образовательной программы «Образование и педагогические науки». Когнитивный предмет «Основные принципы консультационной деятельности», в ходе изучения которого студенты знакомятся с историей консультирования, нормативно-правовыми и психолого-педагогическими основами консультационной деятельности, техниками.
Программа может быть рекомендована организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам, в рамках обучения, где люди приобретают знания и навыки, необходимые для осуществления трудовой деятельности, особенно в детских организациях. Вопросы отдыха и оздоровления должны быть учтены конкретными организациями при разработке соответствующих программ обучения.
Заместитель Министра образования