Согласно последнему отчету Manning Annual Review and Forecast, выпущенному международной консалтинговой компанией Drewry, в 2025 году нехватка составит около 9% офицеров торгового флота, что на 5% больше, чем в прошлом году. Дефицит достиг рекордного уровня — улучшения ситуации не предвидится.
Зафиксированные цифры являются самыми высокими за последние 17 лет, в течение которых Дрюри вел подобную статистику. Аналогичные уровни штатных офицеров были предусмотрены на период 2025-2028 годов, исходя из лимитов обеспечения моряков, пополняющих флот в этот период.
Консультанты поясняют, что расчеты уровней могут рассматриваться как в значительной степени теоретические, поскольку они основаны на предполагаемом количестве судов и членов экипажей. Однако результаты показывают, что рынок является особенно сложным, поскольку спрос значительно превышает предложение. Это означает, что наем и удержание моряков, а также расходы на управление ими оказывают серьезное влияние. Суда.
Drewry отмечает, что последствия Ковида-19 все еще заметны. Пандемия серьезно повлияла не только на образование, но и на привлекательность морской карьеры в целом. На имидж профессии негативно повлияли многочисленные истории о брошенных членах экипажа, которые были вынуждены жить в плачевных условиях в течение многих месяцев. Неудивительно, что на первый план вышли социальные и бытовые условия на борту корабля. Становится все более очевидным, что при выборе работы люди обращают внимание не только на зарплату. Возможность поддерживать связь с семьей, комфортные условия передвижения и благоприятные условия труда становятся все более важными при выборе военно-морского флота.
Самый сложный период пандемии только что закончился, когда начался конфликт между Россией и Украиной, что еще больше сократило численность персонала. По прогнозам Drewry, количество моряков из России и Украины еще некоторое время будет очень ограниченным.
Компании должны дать морякам понять, что их ценят во всех отношениях, — говорит RPSM. — Не секрет, что это предполагает. Это высокая фиксированная зарплата, постоянная связь с родной страной и хорошие условия жизни на борту. И, конечно, профессия нуждается в эффективной рекламе. На практике признается, что это социально значимая работа.
Статистика: сколько моряков служит в настоящее время?
Назван в честь Каспийского института морского и речного транспорта имени генерала Ф.М. Апраксина — филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волжский государственный университет водных конферансье»
Кадры ВМФ России: потребности и запросы растут
Подробнее О. Барышников, доктор технических наук, ректор Морского государственного университета речного флота им. адмирала Макарова, председатель Северо-Западного регионального отделения Российской академии транспорта
По данным Международной морской организации, численность администраций флотов мира в настоящее время оценивается в 500 000 офицеров. К 2030 году потребуется до 88 000 моряков-специалистов. Учитывая, что к этому времени половина нынешних офицеров уйдет на пенсию, транспортным организациям придется нанимать и обучать 40 000 новых сотрудников в год. Эта тенденция должна быть учтена при формировании гражданского персонала Морского и Речного флота России.
По данным Международной морской организации (IMO), в 2015 году в мире насчитывалось более 1,5 миллиона моряков [1]. По мере развития глобальной экономики оптимистичный подход будет увеличивать потребность в высококвалифицированных моряках. Согласно прогнозам, основанным на тенденциях последних 50 лет, ожидается, что к 2030 году увеличение мирового торгового флота по сравнению с текущей ситуацией возрастет до 70 %. 19 000 дефицит [2].
Несомненно, тенденция развития торгового флота и подготовки кадров в Российской Федерации связана с глобальным морским трендом. Согласно информации, размещенной в журнале IJTase [3], численность российских моряков составляет 5,37 % (административный персонал) и 4,13 % (простой персонал) от общего числа моряков мирового флота.
Общая вместимость судов под управлением судовладельцев в Российской Федерации превышает 20 млн регистровых тонн (1 р. т. = 100 фут3 = 2. 83 м3). Все эти суда принадлежат российским морякам и речникам. Кроме того, значительное число граждан Российской Федерации работает в иностранных компаниях (по оценкам профсоюзов, не менее 30-40 тыс. человек).
Суда российских судовладельцев составляют 1,46% мирового флота, и при первом приближении можно говорить о дефиците в 200-250 человек на сегодняшний день. Из 1787 судов российских судовладельцев (общей грузоподъемностью более 1 000 тонн) 1336 ходят под российским флагом и 451 — под флагом страны. При этом 1336 судов — это преимущественно речные и прибрежные суда со средним дедвейтом 4 049 тонн, а 451 — морские суда большой вместимости со средним дедвейтом 33 165 тонн (по данным ЮНКТАД за 2013 год).
Экипаж 1 787 морских судов составляет около 3 750 человек. Капитанов и судоводителей насчитывается 3 750 и 10 000 человек соответственно. Если среднее время работы судна составляет 5-10 лет, то в лучшем случае оно должно выпускать от 1 000 до 2 000 инженеров-судоводителей и от 1 400 до 2 800 мастеров.
Понятно, что мастера и судовые инженеры, уходящие с корабля на сушу, чаще всего не бросают отрасль, а занимают важное место в сухопутной инфраструктуре военного флота (портовые власти, системы движения, мастер и механик-участник систем движения, аварийно-спасательные службы и др. )
Таким образом, существуют важные человеческие ресурсы для работы на флоте. Однако этот потенциал исчезает без поддержки и роста. Регулярный набор новых кадров для морского и речного транспорта можно рассматривать как меру поддержки, а инвестиции в улучшение качественных характеристик моряков — как развитие.
Продолжение следует: ……….