Для повышения эффективности закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо реализовать ряд скоординированных мер. Системный подход к реализации закона подразумевает определенный набор действий и мер, которые должны быть приняты в обязательном порядке. Их можно сгруппировать следующим образом: мероприятия по организации изучения закона — мероприятия по организации реализации закона — мероприятия по оценке эффективности реализации закона и издаваемых в соответствии с ним нормативных правовых актов. 1. мероприятия по организации изучения права Данные мероприятия направлены на обеспечение развития правосознания практических работников, их право на экспертизу норм права и отношение к действиям в соответствии или вопреки им. им. Необходимо разработать специальные меры по изучению права различными группами правоприменителей и правоисполнителей, в том числе парламентариями, государственными служащими, работниками учреждений, объединений и компаний, членами общественных объединений и гражданами.
(d) действия по контролю за эффективностью применения закона. Перечень полномочий по аудиту может быть включен в закон или в конкретное решение, но сама обязанность может быть делегирована компетентному должностному лицу.
Действия по организации применения закона включают принятие решений в соответствии с законом, а также организационные и административные меры.
3. принятие решений в соответствии с законом
Рекомендуется субъектам Российской Федерации и их руководству, службам, управлениям и другим законодательным органам. 4. оценивать собственные решения и действия на предмет соответствия изданным законодательным актам, отмененным и утратившим силу решениям или поправкам к отдельным положениям
Нормативные акты (например, региональные карты, карты органов местного самоуправления, планы управления, регламенты, правила и положения) и конкретные решения должны быть приняты и изданы в соответствии с законом. Эти действия и решения должны строго соответствовать друг другу и последующим решениям.
Рекомендуется принять конкретные меры по применению закона законодательными органами и администрациями субъектов Российской Федерации на местах. Для этого рекомендуются такие формы работы, как оперативное издание, включающее в себя прямую информацию о законе и цели его издания, организацию правового обучения, внесение изменений в положения о структурных подразделениях, а также планы всех или многих служб, учебные совещания, специальные инструкции и т.д.
Для обеспечения системного применения закона рекомендуется.
Программа может включать меры по разъяснению и пропаганде закона — расчет материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации закона — перечень организационных и административных мер, которые должны быть приняты в соответствии с законом (изменения в организации, штатном расписании и организационных функциях). службы, их взаимоотношения и т.д.
Целевые правоохранительные программы должны быть утверждены решением компетентных органов. Такие акты повышают значимость тематической программы и увеличивают ответственность за выполнение запланированных мероприятий.
Правовые акты, издаваемые на основании этих законов, являются подзаконными и должны соответствовать определенным обязательным требованиям.
Получение новых полномочий требует внесения изменений в перечень функций и полномочий исполнительной власти и ее структурных подразделений, обращая внимание на характер и тип принимаемых решений (например, соглашения, а не приказы). (План действий).
При необходимости необходимо изменить или уточнить взаимоотношения между исполнительной властью и ее структурными подразделениями — органами местного самоуправления. Особое внимание следует уделить взаимоотношениям с экономическими и социальными организациями, в частности, принять меры по устранению административных препятствий, заключению социальных договоров и повышению эффективности работы персонала.
Сотрудники должны знать об изменении объема и характера своих обязанностей и ответственности в связи с законодательством. Важно формировать у государственных служащих способность принимать спонтанные, рациональные и самостоятельные решения в соответствии с законом и предвидеть ход событий в сферах, регулируемых соответствующим правом.
Одним из средств обеспечения применения закона является контроль. Рекомендуются следующие формы контроля
информация о правоприменении на заседаниях представительных органов и постоянных комитетов; — анализ требований законодателей,
анализ исполнения законов и выездные проверки на заседаниях административных органов,
общественное мнение (например, обращения и жалобы жителей, заявления в прессу, опросы и т.д.); и
анализ статистических данных и другой информации,
экспертные оценки академических институтов и экспертных групп.
Анализ реализации правозащитных процедур.
Важным элементом обеспечения исполнения закона является использование материальных и финансовых ресурсов. Рекомендуется следующее
Объем материальных и финансовых затрат, связанных с реализацией норм закона,
изменения в использовании имущества и ресурсов; — способы стимулирования и поддержки предпринимательства; — потенциальное увеличение или уменьшение объемов предоставления услуг и производства товаров и продукции
время, потраченное на деятельность, связанную с законом, например, на предоставление кадров правоохранительным органам.
Применение закона: пошаговое руководство и практические советы
Рассмотрим собственно процесс принятия законов в Российской Федерации как процесс реализации государственных решений.
Основная роль Государственной Думы заключается в принятии законов.
Не каждый имеет право вносить предварительный документ закона (так называемый законопроект) в Государственную Думу. На рисунке 1 показаны органы, обладающие таким правом.
Рисунок 1. Субъекты законодательной инициативы в Российской Федерации
Право внесения законопроекта на рассмотрение Государственной Думы называется законодательной инициативой. Все, кто обладает законодательной инициативой в связи со своей работой, знакомы с основными государственными вопросами, требующими законодательного решения. Именно поэтому Конституция РФ наделяет их правом готовить законопроекты и вносить их на рассмотрение Государственной Думы.
На рисунке 2 представлена схема законодательного процесса в Российской Федерации.
Рисунок 2. Схема законодательного процесса в Российской Федерации
Подготовка законопроекта к рассмотрению на заседании Государственной Думы
Прежде чем закон будет принят на заседании Государственной Думы, происходит длительный и очень сложный процесс подготовки законопроекта.
Законодатели знакомятся с текстом законопроекта. Предварительно он рассматривается комитетом (комиссией) Государственной Думы. К работе над текстом закона привлекаются ученые, юристы и эксперты, досконально знающие вопросы и проблемы, которые должен регулировать закон.
После этой работы законопроект поступает на рассмотрение в Государственную палату.
Рассмотрение законопроекта в Государственной палате
Согласно регламенту Государственной палаты, законопроекты рассматриваются в три этапа, которые называются «тремя чтениями».
В первом чтении депутаты вносят предложения и замечания по законопроекту. Затем законопроект отправляется на доработку с учетом всех поступивших замечаний и предложений.
Окончательный текст законопроекта выносится на второе чтение. Во втором чтении депутаты подробно обсуждают все статьи законопроекта, все пункты и все поправки, представленные в первом чтении.
Заключительным этапом утверждения законопроекта является третье чтение. На этом этапе члены парламента должны проголосовать за или против утверждения всего законопроекта.
Закон считается одобренным, если за его утверждение проголосовало большинство от общего числа членов Палаты общин.
Пересмотр законов, принятых Национальной палатой
Процедура рассмотрения законов Советом Федерации основывается на правилах соответствующей организации.
Законы, принятые Государственной палатой, представляются на рассмотрение Совета Федерации в течение пяти дней.
Совет Федерации не обязан рассматривать все законы без исключения. Право решать, какие законы должны быть рассмотрены членами Совета Федерации, не принадлежит самому Совету Федерации. Однако в Конституции Российской Федерации (статья 106) перечислены законы, которые Совет Федерации обязан рассматривать. Это законы, которые касаются самых важных аспектов нашей жизни: государственного бюджета, финансов, международных договоров и защиты национальной безопасности. Федеральная конституция также подлежит обязательному рассмотрению Федеральным собранием.
Согласно статье 105 Конституции Российской Федерации, Федеральное собрание может рассмотреть и одобрить или отклонить принятые законы в течение 14 дней.
Закон считается одобренным Федеральным советом, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этого органа, или если закон не был рассмотрен Федеральным советом в течение 14 дней.
Если Федеральный совет отклонит закон, две торговые палаты создадут примирительный комитет. Он стремится изменить положения закона таким образом, чтобы эти изменения устроили и членов территорий штатов, и членов Федерального совета. . Затем закон возвращается на рассмотрение в Государственную палату депутатов.
Подписание и опубликование закона Президентом Российской Федерации.
Одобренные Советом Федерации законы в течение пяти дней направляются на подпись Президенту страны. Президент РФ рассматривает текст проголосованного и одобренного закона и принимает решение о его подписании и опубликовании либо об отклонении.
Если закон подписан Президентом РФ, он обязан его опубликовать, ведь закон затрагивает интересы каждого из нас и поэтому предъявляет требования к закону каждому гражданину. Очень важно, чтобы каждый из нас знал свои права и обязанности, а также правовые последствия невыполнения этих обязанностей. Статья 15 Конституции гласит, что неопубликованные законы не применяются. Правовые тексты могут быть предоставлены нам по телевидению, радио и т.д. Однако официальной считается публикация законов в «Собрании законодательства РФ» и «Российской газете». И только после этого закон приобретает общеобязательную силу.
Однако Президент РФ может опротестовать закон, который был проголосован и одобрен, и вернуть его на рассмотрение в парламент. Такое право
Президента Российской Федерации называется отказом Президента от отсрочки.
Рассмотрение закона начинается с выступления пресс-секретаря Президента Российской Федерации, который должен сообщить парламенту мнение Президента Российской Федерации. Затем депутаты голосуют по редакции закона, предложенной Президентом РФ. Считается, что за закон с поправками Президента проголосовало более половины от общего числа голосов депутатов.
Если депутаты не поддерживают предложение Президента РФ, они голосуют за принятие закона в предыдущем вопросе. Однако в этом случае закон принимается более чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы при поддержке более чем 2/3 членов Совета Федерации, проголосовавших за закон.
Такова общая процедура издания, утверждения, подписания и опубликования законов.
Однако в России существуют и специальные законодательные акты, изданные по вопросам, регулируемым Конституцией Российской Федерации. Они называются федеральными конституционными законами. Федеральные конституционные законы обеспечивают конституционную стабильность Российской Федерации и гарантируют основы конституционного строя. Например, они издаются о введении чрезвычайного положения, военного законодательства и принятии в Российскую Федерацию новых субъектов.
Специфическая юридическая сила Федерального конституционного закона обусловливает иной, более сложный процесс его принятия, отличный от общего порядка принятия федеральных законов.
— Во-первых, Федеральный конституционный закон утверждается специальным большинством голосов. Это означает, что за принятие такого закона должно проголосовать не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов-самовыдвиженцев.
Во-вторых, Конституция РФ обязывает Президента РФ в течение 14 дней подписать и опубликовать одобренный Собранием Федеральный конституционный закон, даже если Президент РФ с ним не согласен.