Под методами регулирования правоотношений в юридической науке принято понимать совокупность средств, способов и приемов, направленных на регулирование общественных отношений — примирение и соблюдение требований государства.
Административные методы регулирования — это такие методы, которые направлены на активное регулирование общественных отношений путем предоставления отдельным субъектам и организациям конкретных субъективных прав или оказания содействия в получении этих прав путем согласования законных интересов этих лиц и возложения на этих лиц этих лиц определенных субъективных обязанностей, либо оказания помощи в выполнении этих обязанностей, либо применения к ним мер общественного поощрения (увещевания).
Методы управления и регулирования характеризуются следующими основными признаками
Они заключаются в оказании регулирующего и организационного воздействия на поведение субъекта отношений, возникающих в административно-публичной сфере.
Они применяются посредством использования административных принципов регулятора, а не защитных методов воздействия на поведение соответствующих субъектов отношений.
Их применение позволяет реализовать действие материальных регулятивных норм в административной и иных отраслях права.
Административно-правовой способ регулирования государственно-управленческих отношений направлен на то, чтобы направить субъекта управленческих отношений к юридически значимым и социально полезным результатам.
Метод той или иной отрасли права отражает отношения между участниками конкретного правоотношения, регулируемого правовой системой данной отрасли. Метод правового регулирования может определять отношение субъектов правоотношения друг к другу, их равное или неравное положение по отношению друг к другу, а также положение участников правоотношения. Основные из них. Все отрасли права отличаются друг от друга по целям и методам правового регулирования. Так, для отрасли гражданского права характерен факультативный метод, зависящий от свободы выбора участников гражданских правоотношений, который называется диспозитивным. Каждый участник гражданского правоотношения может по своему усмотрению добровольно вступить в договорное правоотношение, основанием которого является взаимное соглашение сторон. В Гражданском процессуальном кодексе методы правового регулирования представляют собой сочетание императивного и диспозитивного методов. Сила императивного, то есть метода правового регулирования в данной отрасли, обусловлена обязательным присутствием в процессуальных отношениях суда как государственно-ответственного субъекта, требования которого обязательны для всех участников судебного процесса. С другой стороны, участникам процессуальных отношений предоставляется право выбора конкретной линии поведения в рамках закона. Так, например, истец имеет право предъявить иск к ответчику в суд и отказаться от него на любой стадии гражданского процесса, если этот отказ не нарушает прав третьих лиц. Между истцом и ответчиком может быть достигнуто компромиссное соглашение — истец имеет право увеличить или уменьшить размер иска, изменить цель или основание иска — существуют встречные иски, по которым ответчик может признать часть или весь иск или обратиться в суд. Эта свобода выбора поведения участников правоотношений в гражданском процессе представляет собой вторую часть метода правового регулирования — диспозицию. Таким образом, в гражданских процессуальных отношениях используется смешанный метод правового регулирования, включающий императивное и диспозитивное право.
В административном праве, целью которого является обслуживание административных отношений государства, метод правового регулирования в основном основан на односторонних распоряжениях, или предписаниях, государства, которые обязательны для всех, на кого они распространяются. Такой метод в юриспруденции называется императивным. Конечно, в некоторых административно-правовых отношениях приказной метод правового регулирования может быть представлен во взаимодействии двух и более участников (государственно-ответственных субъектов), равных по своему правовому положению и принимающих решения совместно. Применительно к какому-либо государственному проекту в административно-правовых отношениях используется метод распоряжения административными решениями в форме совместных приказов (например, приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 105/и) 607 «О некоторых вопросах организации работы по исполнению законодательства Российской Федерации». Примером проявления является участие граждан в выборах. Глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации и одновременно функция администрации по обеспечению проведения выборов возложена на Избирательную комиссию.
Предписание государственной власти должно предполагать возложение непосредственной обязанности принять определенные правовые меры, предусмотренные правовыми нормами, применяемыми органом исполнительной власти. Рецепты (требования) органов исполнительной власти и субъектов государственного управления, наделенных государственно-властными полномочиями, обязательны к исполнению. При неисполнении или ненадлежащем исполнении предписания компетентных субъектов может применяться административное принуждение (задержание, применение физического насилия, специальные меры и т. д.), в том числе юридическая ответственность в виде мер административного воздействия или дисциплинарного взыскания. В основе срочных методов правового регулирования лежит ряд предписаний, выраженных в различных формах, таких как запреты, соглашения, рекомендации и лицензии.
Запрет требует от конкретного лица/индивидуума воздержаться от совершения определенного действия. Определенные действия часто являются незаконными, но могут быть и законными, но могут быть временно сокращены в связи с возникновением опасных ситуаций (например, для транспортных средств на определенных маршрутах, где существует риск дорожно-транспортных происшествий, например, запрет.
Координация характерна для субъектов, которые не подчинены друг другу, например, согласование рабочих процедур между двумя государственными органами, сотрудники которых имеют разный правовой статус, могут быть неравноправны.
Рекомендации — это методы, при которых не даются обязательные распоряжения, а предлагается наиболее эффективный вариант действий в конкретной ситуации. Рекомендации основаны на реальном опыте административной деятельности. Рекомендации не имеют обязательной силы, но могут быть приняты во внимание.
Лицензия — разрешение на совершение конкретного юридического действия-судебного процесса на условиях, продиктованных правовыми нормами и обстоятельствами. Лицензируемый субъект имеет право выбора совершать или не совершать разрешенное действие. В данном случае налицо признаки настроения, но в административно-правовых отношениях право свободного волеизъявления существует давно. Степень превышения направленной власти. Следует отметить, что в рамках системы органов исполнительной власти в саркоплазменных отношениях чаще встречаются приказы, должностные инструкции, распоряжения, приказы и проверки полномочий, гарантированные статутом.
См. также Кикоть В. Я. Административно-правовое регулирование be5. biz administrativnoepravo/administrativno …