Обзор правоприменительной практики в сфере действия закона №. 223-ФЗ. порядок оспаривания поведения (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг по 223-ФЗ

В целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, определенных частью 2 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ «О поставках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (способы закупки товаров, работ, услуг с необходимыми показателями цены, качества и надежности,… Эффективное использование, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг. услуг, отвечающих потребностям заказчиков, и стимулирование их участия, в совокупности с положениями Закона о закупках.

В то же время Закон о закупках не содержит конкретных правил и норм о требованиях, предъявляемых заказчиками к участникам закупок. Порядок подготовки и проведения процедур закупок (в том числе способов закупок) и условия их осуществления определяются заказчиком по собственной инициативе, при этом правилами закупок предусматривается закупка договоров путем проведения конкурсов, аукционов и иных способов.

Таким образом, заказчики вправе самостоятельно конфигурировать систему закупок с учетом специфики своей деятельности и при необходимости устанавливать дополнительные требования к участникам закупок. Такое право на разработку и утверждение положения о закупках соответствует целям и задачам Закона о закупках. Основная цель законодательства о закупках — определить, кто в результате проведения процедуры закупки, исполнения договора наилучшим образом отвечает целям эффективного использования. Оно обеспечивает источник финансирования, удовлетворяющий потребности заказчика в товарах, проектах и услугах по требуемой цене, качеству и надежности.

В соответствии со статьей 6 Закона о госзакупках контроль за соблюдением требований закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Контроль за соблюдением требований Закона о госзакупках осуществляется антимонопольными органами в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006г. 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

По правилам данной статьи, в соответствии со статьей 18. 1, § 1 Закона о защите конкуренции, антимонопольные органы рассматривают жалобы, в том числе на поведение (бездействие) юридических лиц, организаторов торгов и конкурсных комиссий. или конкурсных комиссий, организующих и осуществляющих поставки в соответствии с Законом о закупках.

Советуем прочитать:  Московский центр гигиены и эпидемиологии

На действия (бездействие) организаторов конкурса, операторов электронных площадок, конкурсных комиссий или аукционных комиссий могут быть поданы жалобы в антимонопольный орган, представивший конкурс и заявку в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Если данное обращение касается нарушения процесса размещения информации о конкурсе или процесса подачи заявок на участие в конкурсе, установленного нормативными правовыми актами, также нарушенного или ущемленного в связи с тем, что иное лицо (заявитель), пострадавшее, которое может иметь права или законные интересы на участие в конкурсе или торгах Заявитель нарушил или ущемил право или законный интерес другого лица.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регулирует только порядок действий (процедуру) антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников государственных контрактов, осуществляемых в соответствии с Законом N 23-ФЗ, но не определяет основания для компетенции (полномочий) антимонопольного органа.

Эти основания изложены в части 10 статьи 3 Закона о закупках. В соответствии с ним антимонопольный орган рассматривает жалобы участников на поведение (бездействие) заказчика в следующих случаях.

1) размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений в такое положение, информации о закупке, подлежащей размещению в единой информационной системе в соответствии с Законом N 23-ФЗ, или нарушение условий такого размещения,

2) требования участников закупки о предоставлении документов, не предусмотренных документацией Комиссии,

(3) заказчику предоставляются товары, проекты, услуги, которые утверждены и размещены в единой информационной системе и размещены в сервисе для государственных нужд и нужд органов местного самоуправления» (далее — Закон о контрактной системе),

4) неразмещение или размещение в единой информационной системе сведений о годовом объеме закупок, необходимых заказчику, субъектами малого и среднего предпринимательства.

Закон о государственных закупках в части 3 статьи 10 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для осуществления государственных закупок.Исчерпывающий переченьДля обжалования (бездействия) заказчиков в антимонопольных органах.

Данное положение Закона о госзакупках является существенным, а основания для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольных органах — исчерпывающими.

В результате получается, что и предусмотренная законом процедура обжалования, и комплексный случай нарушения договора подряда предусматривают право участников договора обжаловать его в административном порядке.

Данное представление было повторено Верховным Судом Российской Федерации (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 11. 04. 2017 N 304-КГ16-17592, от 27. 06. 2017 N 141-ПЭК17 КАСЭ А27-27- от 141-ПЭК17- 24989/2015).

Советуем прочитать:  Курение в общественных местах: обязанности и возможности

02. 10. 2017 N 309-КГ17-7502, в котором Верховный Суд Российской Федерации определил

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует только порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников государственных контрактов, осуществляемых в соответствии с Законом N 23-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия антимонопольного органа).

Эти основания изложены в части 10 статьи 3 Закона о госзакупках. В соответствии с ним антимонопольные органы рассматривают жалобы на заключение государственного контракта в связи с поведением заказчиков в ограниченных случаях (бездействие). Перечисленные в правилах основания для административного обжалования поведения заказчика связаны с принципом прозрачности информации о государственных контрактах. Иные действия заказчика подлежат обжалованию в судебном порядке, как указано в статье 3(9) Закона о государственных закупках.

Жалобы по иным основаниям могут быть рассмотрены в порядке и в пределах условий, предусмотренных главой 9 Закона о защите конкуренции, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В таких случаях право участника закупки обжаловать в суде поведение (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено частью 9 статьи 3 Закона о закупках и не подлежит ограничению. условия, определенные для обращения в антимонопольные органы.

Кроме того, вторая часть статьи 18.1 Закона о защите конкуренции определяет круг заявителей, имеющих право подавать жалобы на действия субъектов, указанных в первой части той же статьи.

В случае жалоб на тендерные и договорные процессы к ним относятся лица, подавшие заявки на участие в торгах. В то же время подать жалобу могут и другие заинтересованные лица, если жалоба касается нарушения процесса размещения информации для проведения конкурса и процесса подачи заявки на участие в конкурсе. Нарушения нормативных актов и вопросов могут ущемить или нарушить права и законные интересы заявителей и, в частности, не допустить их к участию в торгах.

Советуем прочитать:  Процесс ознакомления работников с локальными нормативными актами

Если жалоба подана лицом, не подавшим заявку на участие в аукционе, и в жалобе не содержится ссылка на нарушение порядка размещения информации об аукционе или порядка подачи заявки на участие в аукционе, установленного Регламентом, то в случае нарушения антимонопольного законодательства антимонопольные органы вправе возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации и указанная жалоба должна быть рассмотрена в соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственных функций по рассмотрению. Приказ ФАС России от 25 мая 2012 г. N 339.

Такой подход позволит достичь цели защиты прав и законных интересов лиц, которые не могут участвовать в тендере в результате создания ограничений доступа к участию в тендере со стороны заказчика или иных лиц и создания дискриминационных условий. Антимонопольные и иные нарушения в отношении тендеров.

В то же время такие жалобы не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции. (См. решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2016 г. N 305-КГ16-4698 по делу N А40-167283/2014).

Показатели: с 2017 года по настоящее время в Чуменское УФАС России поступило 260 жалоб на поведение заказчика при проведении торгов по статье 18.1 Закона о защите конкуренции (291 в 2016 году), из них 95 поступило на рассмотрение в первом полугодии и 16 поступило на рассмотрение во втором полугодии.

2 семестр по настоящее время 2017

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector